История кафедры
Кафедра педагогики начального обучения образована в 1980 году. В 1990 году она была переименована в кафедру педагогики и психологии начального обучения, а в 2002 году - в кафедру педагогики и психологии начального и специального образования, в 2013 году - в кафедру "Педагогика и психология дошкольного, начального и дефектологического образования", в 2016 году - в кафедру "Дошкольное и дефектологическое образование"
Заведующие кафедрой: Родионов А.С.– с 24.09.1980 г. по 26.12.1985 г.
Кутеев Е.А.– с 26.12.1985 г. по 18.05.1987 г.
Голяева Л.А.– с 18.05.1987 г. по 14.11.1990 г.
Шахова И.П.– с 15.11.1990 г. по 24.04.1996 г.
Тупарева Н.В.– с 24.04.1996 г. по 01.09.2010 г.
Корчагина Л.Н. – с 01.09.2010 г. по настоящее время
Среди выпускников кафедры более 10 человек защитили кандидатские диссертации по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования», 1 человек стал кандидатом психологических наук.
С 2009-2012 гг. велась научная работа по двум проектам, выполняемым в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» на темы:
«Инновационные педагогические технологии в системе интегрированного образования и воспитания детей с девиантным поведением на здоровьесберегающих принципах» (Тупарева Н.В. к.н.н., доцент, Корчагина Л.Н. к.п.н., доцент, Карпушкина Е.А. к.п.н., доцент, Морозова Н.Л. к.пс.н., доцент, Галич Г.О. ст. преподаватель).
«Инновационные технологии комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей» (Гапеенкова С.М. к.п.н., доцент, Галич Г.О. ст. преподаватель).
Сычева М.В. принимала участие в гранте на тему: «Разработка педагогических измерительных материалов (заданий в тестовой форме) по учебной дисциплине «Русский язык» ФГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с примерными образовательными программами».
Корчагина Л.Н., Тупарева Н.В. принимали участие в проекте по заказу Министерства образования и науки РФ на тему: «Разработка и апробация модульной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей, методик механизмов и моделей организации каникулярного отдыха и оздоровления детей».
В 2021 г. прошла лицензирование образовательная программа по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование магистерская программа "Логопедическая работа в системе комплексного сопровождения лиц с ОВЗ". В 2022г. сделан первый набор магистрантов.
В 2023 году за кафедрой закреплен кабинет 12-108, для которого было закуплено оборудование: умное логопедическое зеркало, интерактивный сенсорный стол, интерактивная песочница, большой комплект М. Монтессори, набор для альтернативной коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра и пр. В настоящее время аудитория используется для проведения занятий со студентами профиля «Логопедия» и «Дошкольное образование».
С 2023 года доцент кафедры Карпушкина Е.А. участвует в качестве соисполнителя в выполнении хозрасчетной НИР «Социально-средовая, социально-педагогическая и социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения» (Фундаментальное исследование Код научной темы: FSGE-2023-0006 соглашение № 075-03- 2023-146/5 от 09.08.2023г. о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания).
На кафедре разрабатывается инициативная НИР по проблеме использования педагогических и коррекционно-развивающих технологий работы с детьми, в том числе с ОВЗ, в различных видах деятельности в условиях образовательной организации. Исполнителями являются доценты кафедры Карпушкина Е.А., Сафонова О.В., Морозова Н.Л., Сычева М.В., Гордеева В.В.
В 2024 году на кафедре начинается оформление кабинета дошкольной педагогики в ауд. 12-106. Кабинет функционирует как учебная аудитория для лабораторных и практических занятий.
Дата обновления: 09.09.2025 09:22